Психосексуальное развитие англ. В психоанализе , разработанном Зигмундом Фрейдом , психосексуальное развитие объясняется на языке изменений в биологическом функционировании индивидуума.
Психосексуальные стадии развития по Фрейду
Значимые современные психологические теории имеют своей базой теорию психосексуального развития Зигмунда Фрейда Австрия. Эта теория описывает глубинные механизмы развития личности, истоки которых бессознательны. В соответствии с ней ребенок проходит в своем развитии ряд стадий, в идеале не задерживаясь и не фиксируясь на них, и, преодолев все конфликты этих стадий, достигает последней - представляющей собой цель психосексуального развития личности. Однако часто конституциональная предрасположенность в совокупности с комплексом внешних условий заставляет человека «застревать» на отдельных стадиях.
Поскольку Оно и Сверх-Я имеют противоположные функции, у человека возникают внутренние конфликты. Эго создает психологические защиты, чтобы скрыть их. Но у детей есть риск застрять на некоторой стадии развития, поскольку их Я еще слишком слабо, не всегда способно справиться с конфликтами. Тогда происходит фиксация. Личность начинает развиваться неправильно.
Согласно фрейдистской психоаналитической концепции развития, всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами. Внутренняя психическая инстанция — Оно — является наследственным фактором, а влияние внешней среды, общества обусловливает возникновение сознания и Сверх-Я. Оно и Сверх-Я, наследственность и внешняя среда давят на Я, причем влияния среды вытесняют сексуальные влечения, находясь с ними в антагонистических, противоречивых отношениях. Общество же выступает как источник всевозможных травм. Из таких заключений вырастает теория развития как теория детских травм. Развитие личности рассматривается Фрейдом как совпадающее с психосексуальным.